01.02.2018

Лето 2017. Венеция (Каннареджо)


Отдохнув днём дома, мы к 18:30 возвращаемся в Венецию. На вечер у нас запланирована прогулка по району Каннареджо (Cannaregio). Район Каннареджо занимает северную часть Венеции. Это самый населенный sestier (с венецианского - район) Венеции, здесь проживает около трети ее населения. Название района произошло от болота и росшего на нём тростника (ит. canne). У района есть своя главная водная магистраль - канал Каннареджо, который соединяется с Большим каналом и лагуной. По каналу Каннареджо, также как и по Большому каналу  ходят вапоретто. По другим каналам исторического центра вапоретто не ходят.
2. Канал Rio dei Tolentini
3. Переходим Гранд-Канал по мосту Босяков (Скальци)
4. Церковь Сан-Джеремия, фасадная сторона, вид с кампо San Geremia
Далее по набережной канала Каннареджо (Fondamenta di Cannaregio) и улице Calle Ghetto Vecchio попадаем в Венецианское гетто.
Евреи появились в Венеции в начале 12 века и селились в основном на острове Джудекка. К 1492 году еврейская община резко выросла за счет евреев, которые спасались бегством из Испании и Португалии. Это было связано с эдиктом, который предписывал всем евреям Испании в трёхмесячный срок либо креститься, либо покинуть пределы страны; оставшиеся после этого срока объявлялись вне закона. Евреи бежали по большей части в Португалию, но через 4 года история повторилась и там. Поэтому они стали искать пристанище дальше, в том числе и в Италии. В Венеции к евреем относились более терпимо.
 В 1516, по требованию Папы Римского, у которого тогда образовался союз с Испанией, евреи должны были быть изгнаны из Венеции. Однако венецианцы, не хотели лишаться своих лучших докторов, банкиров и ювелиров. Поэтому Совет Десяти принял компромиссное решение: переселить всех евреев, проживавших в те времена в городе и его окрестностях, в одно место -  небольшой остров, со всех сторон окруженный каналами, в районе Каннареджо. Его называли Гетто Нуово (Getto Nuovo), что переводится как "новая плавильня", так как эта зона находилась рядом со сталелитейным заводом.  Так возникло первое еврейское гетто. На итальянском слово getto произносится как "джетто". Однако переселенные евреи произносили его как "гетто".  Отсюда, из Венеции (с прибавившейся латинской буквой H), слово "ghetto" и распространилось по всему миру, и, как мы знаем, стало обозначать далеко не плавильню.
С остальными частями города его соединяли три моста с воротами, обязательно закрывавшимися на ночь. Поначалу выходить за его пределы имели право только врачи, в дальнейшем было разрешено покидать гетто и другим жителям, но только в специальном головном уборе и с желтой меткой на одежде. И каждый вечер евреи должны были возвращаться на свою территорию и оставаться там до утра.
Евреи могли заниматься только определенными видами деятельности: быть врачами, поскольку они были более подготовленными в этой области; ростовщиками, потому что католикам религия запрещала заниматься ростовщичеством, и старьевщиками. Они не имели права заниматься ремеслами, земледелием, виноделием и коммерческими сделками. Также не разрешалось заниматься изобразительными искусствами.
После падения Республики и прихода Наполеона в 1797 году гетто было упразднено, и права евреев сравняли с правами других граждан. Двери в Гетто были уничтожены за ненадобностью, но после прихода австрийцев они были восстановлены. В 1866 году ворота были окончательно демонтированы.
Во время Второй мировой войны нацисты депортировали из гетто в лагеря смерти около 200 человек.
В настоящее время венецианских евреев осталось несколько сотен.
5. Кампо Ghetto Nuovo. Поскольку жители Гетто были выходцами из разных стран, каждое этническое сообщество на свои средства строило собственную синагогу. В результате на крошечной территории размером в несколько кварталов было построено пять синагог, соединенные тайными переходами: самая старая - Большая Немецкая синагога (Schola Grande Tedesca) датируется 1528 годом, синагога Кантон (Schola Canton) (Ашкеназы), Левантийская синагога (Schola Levantina) (1638), Испанская синагога (Schola Spagnola) (сейчас здесь расположен музей) и Итальянская синагога (Schola Italiana).
6. Все здания составляют архитектурный комплекс, представляющий большой интерес. Синагоги при этом разрешили строить с условием, что они будут похожи не на синагоги, а на жилые дома. Нечто подобное мы встречали в Нидерландах с католическими церквями после Реформации. Но догадаться где синагога можно. Достаточно посмотреть, что на эту фотографию, что на предыдущую. Евреям, кстати, запрещалось и строить, поэтому даже синагоги на территории гетто возводились архитекторами-христианами
7. Сегодня в гетто Венеции действуют две синагоги, работает библиотека Ренато Маэстро, Музей еврейского искусства и можно отобедать в кошерном ресторанчике Gam Gam
8. Мемориал жертвам Холокоста, здесь же, в Новом Гетто на кампо Ghetto Nuovo. Сразу слева от этого места стоит будка с дежурящими солдатами итальянской армии, которые охраняют евреев, от предполагаемых терактов
9.
10. В 16-м веке, с ростом еврейской общины возникла необходимость в расширении и новых постройках, но закон запрещал строить евреям новые здания, единственным выходом было увеличивать количество этажей уже существующих зданий. Так появились уникальные для того времени высотные здания, некоторые в 7 этажей, т. н. венецианские небоскребы. Простота внешнего вида зданий соблюдалась для того, чтобы не привлекать внимания и не вызывать зависти христиан, которые могли заглянуть в этот район
11. Но все равно, со временем, в Новом Гетто уже не оставалось места: на территории, рассчитанной на шестьсот жителей, постоянно проживали уже две тысячи человек. Поэтому в 1541 году к району Нового гетто добавилось еще несколько кварталов, которые назывались Старым гетто (Getto Vecchio, то есть Старые плавильни). Главное не перепутать, что Новое гетто при этом - старше. "Старым" Гетто Веккьо называют потому, что оно находится на месте более старого литейного цеха. В 1630 году, когда община уже насчитывала 5 тысяч человек, появился третий квартал, предназначавшийся для самых обеспеченных семей - Новейшее Гетто (Ghetto Novissimo)
12. Покидаем еврейское гетто и выходим на улицу Calle del Pistor
13. Канал Сан-Джироламо (Rio de San Girolamo), вид на мост Ponte dei Ormesini
14. Там же, но вид в противоположную сторону, на мост Ponte dell'Aseo
15. Канал Rio de la Sensa
16. В этой части Венеции система каналов напоминает Амстердам, каналы идут параллельно друг другу
17.
18. Самый северный канал города - Rio de Sant'Alvise
19. Церковь Сант-Альвизе (Chiesa di Sant'Alvise) была закончена в 1388 году и посвящена святому Людовику Анжуйскому, французскому принцу 13 века, который отказался от неаполитанской короны и стал монахом, затем архиепископом тулузским, умер в возрасте 23 лет и вскоре был канонизирован. В 1383 году он явился во сне благочестивой и богатой венецианке, после чего постройка храма (и монастыря рядом справа) его имени стала делом неизбежным. Храм снаружи - скромный кирпичный сарай
20. Мы расположились у канала перед церковью дабы отдохнуть и вкусить даров Диониса, а именно - местного прохладного Просекко
21. Вечером погода замечательная
22. И уже все вместе. Конечно здорово распить пару бутылочек игристого и продолжить экскурсию, но уже через пару часов мы начнем искать туалет для Ольги. В 20:00 они конечно же все будут закрыты, поэтому из последних сил, теряя надежду, жена заходит в ресторан с летней террасой, а т.к. она в вечернем платье, ее пропускают в туалет бесплатно, думая, что она посетитель заведения. Наш совет: в Венеции пить и думать о туалете заранее или пить в самом конце экскурсии
23. Кампо Sant'Alvise
24. Отдохнув, идём дальше
25. Почти никого нет - красота
26.
27.
28. Очень красивая церковь Мадонна-дель-Орто (Madonna dell'Orto) была построена в середине 14-го века ныне несуществующим религиозным орденом гумилиатов. Изначально церковь была посвящена святому Христофору, покровителю путешественников и гондольеров (его фигура - на фасаде), однако в 15-м веке она стала известна в народе, как церковь Пресвятой Девы Марии, поскольку именно сюда была принесена статуя Мадонны, чудесным образом найденная в соседнем огороде ("орто" по-итальянски). Сама статуя делалась для церкви Санта Мария Формоза, но была отклонена.  Мадонна дель Орто стоит на весьма непрочном фундаменте, и первые реставрационные работы проводились здесь уже в 1399-м году. Основавший церковь орден гумилиатов пришёл к 1462-му году в упадок и был упразднен, здание передали конгрегации каноников Святого Георгия. Эта религиозная организация в 1668-м году также прекратила свое существование, а ее имущество, в том числе храм Мадонны дель Орто и присоединенный к нему монастырь, были переданы цистерцианцам. Наконец, в 1787-м году церковь стала собственностью общественности Венеции.
Слева от здания церкви стоит кирпичная колокольня, возведенная в 1503-м году. Она имеет квадратное основание и луковичнообразный купол в восточном стиле. На вершине установлена беломраморная статуя Христа Искупителя. В церкви есть несколько полотен Тинторетто. Да и вообще  сама базилика тесно связана с его именем: он был не только ее прихожанином, но и был в ней захоронен
29. Второй дом справа серого цвета - Палаццо Мастелли (Palazzo Mastelli). Он стоит почти напротив Огородной Мадонны, а их разделяет канал Рио-Мадонна-дель-Орто. В народе его называют "верблюжьим домом" (del Cammello), поскольку его фасад украшают барельефы этих животных, нагруженных товарами. Это скорее всего от того, что Мастелли сделали своё состояние на торговле восточными и африканскими специями
30. Далее попадаем на треугольную площадь Кампо дей Мори (Campo dei Mori). Это площадь, как и прошлый дворец, связан с семьёй Мастелли. В 1112 году из Мореи (полуостров Пелопоннес - юг Греции) приехали в Венецию трое братьев и поселились здесь, в Каннареджо. Братья, торговавших в Венеции шёлком, пряностями и сахаром, быстро разбогатели. Венецианцы считали, что у братьев - целые чаны (mastelli - ванны, чаны) с золотом. Поэтому их и прозвали - Мастелли. Прозвище стало фамилией, а площадь стала называться местом, откуда браться прибыли: "мори" - т.е. югом Греции. На самой площади, вдоль фасада одного из зданий, которым владело семейство Мастелли, стоят три каменных фигуры братьев - Антонио Риоба, Санди и Алфани.
На этот счёт существует байка. К братьям, известным в Венеции торговцам, о которых шла также дурная слава как об обманщиках и невеждах, но доказательств никто предъявить не мог, все оставалось на уровне слухов, пришла женщина, которая попросила продать её ткани. Она рассказала, что после смерти мужа ей достался магазинчик в самом центре Венеции и теперь ей придется самой им управлять. Риоба быстро смекнул, что женщина ничего не понимает в коммерции, а потому ей можно запросто всучить ткани похуже и подороже. Он стал нахваливать дешёвую ткань, приговаривая: "Пусть Господь превратит мою руку в камень, если я обманываю". Братья в предвкушении барыша согласно поддакивали. "Пусть будет так!" - согласилась женщина. Она протянула Риобе дукаты, но как только тот взял их в ладонь, рука прямо на глазах стала каменеть. Вслед за Риобой стали каменеть и его братья
31. Самой известной из фигур-братьев считается стоящий на углу Антонио Риоба, неприятности которого продолжились уже в 19 веке, когда он лишился своего носа и получил взамен новый и совсем уж несуразный - непропорционально большой, да ещё из чёрного металла. За углом, на набережной Fondamenta dei Mori, стоит ещё одна статуя, четвёртая, но с ней вообще нет никакой ясности, тем более она не 13-го, как остальные три, а 15-го века. Есть несколько версий: это ещё один Мастелли - четвёртый брат, слуга братьев или настоящий мавр в восточной одежде и огромном тюрбане, не имеющий отношения к семейству
32. Деревянный мост Ponte dei Muti через канал Rio dei Muti
33.
34. Набережная Fondamenta dell'Abazia
35. Справа - здание церкви аббатства Мизерикордия (Chiesa dell'Abbazia della Misericordia). Первое название церкви было Санта Мария ди Валь Верде (Santa Maria di Val Verde). Есть свидетельства, что уже в 936 году на этом месте стояла церковь. В 13 веке она был полностью перестроена, утратив византийский стиль и приобретя готический. Нынешний фасад церковь получила 1650 году на деньги семьи Моро. Церковь закрыта для доступа с 1969 года.
Слева - старое здание Скуолы делла Мизерикордиа (Scuola vecchia di Santa Maria della Misericordia). Скуола Мизерикордия, которая возникла в 1308 году при омонимичном аббатстве, долгое время располагалась в церкви аббатства Мизерикордия, пока членам братства не стало тесно и они не решили выстроить для своих нужд самостоятельное, комфортабельное помещение. Так появилась старая скуола. Скуола пробыла в этом здании пока учреждение переехало в новое помещение, выстроенное в к16-ом столетии. А в старом здании Скуолы разместилось собрание искусства ткани и шелка
36. Напротив церкви через канал Fondamenta dell'Abazia стоит огромное здание - это и есть новое помещение для Скуолы - Scuola nuova di Santa Maria della Misericordia. Зал на первом этаже предназначался для заседаний и достигает 21 на 49 метра, уступая своими невероятным размером только лишь одному залу - Большого Совета Дворцы Дожей. Вообще, Скуолы Гранди вели невероятно роскошный образ жизни и находились друг с другом в конкуренции. На примере Скуолы Гранде делла Мизерикордия это могло привести почти к полному разрушению братства. Движимая тщеславием соорудить постройку еще более великолепную и большую, чем у других скуол, Скуола Гранде делла Мизерикордия заказала в 1532 году новое здание братства Якопо Сансовино, ведущему архитектору города, руководившему тогда перестройкой Пьяццетты. Претенциозный план строения оказался слишком расточительным для возможностей братства. Впрочем, интерьер здания был завершен. Однако его внешний вид определенно не соответствует первоначально запланированному, роскошному. До сих пор внешний вид огромного здания Скуолы Гранде делла Мизерикордия остается незавершенным
37. Своей длинной стороной здание Новой Скуолы выходит на канал Милосердия (Canale della Misericordia). После прихода Наполеона, в 1806 году Скуола прекратила своё существование. В 1914 году в здании Новой скуолы открылся спортивный гимнастический зал, а до 1976 года это сооружение занимала баскетбольная команда "Reyer". Сейчас там ведутся реставрационные работы и что-то планируется к открытию какой-то культурный проект
38. Канал Милосердия (Canale de la Misericordia)
39. В разных местах Венеции мы встречаем латинские буквы вмонтированные в тротуарную плитку, но даже Гугл не выдает, что они означают
40.
41. На набережной Милосердия (Fondamenta della Misericordia) виднеется церковь (Chiesa di San Marziale) с невысокой колокольней. Она была основана в 11 веке и была посвящена епископу Лиможа Марциалу.  Последняя капитальная реконструкция церкви датируется началом 18-го века
42. Мост Ponte Zancan через канал Rio del Trapolin
43. В конце канала Rio dei Servi виднеется, то что осталось от когда-то большой, но разрушенной в 1813 году церкви Санта Мария деи Серви (Chiesa di Santa Maria dei Servi)
44. В восточной части площади Campo Santa Fosca находится церковь Санта-Фоска. Церковь, имеющая древний фундамент, была перестроена после большого пожара и освящена заново в 1733 году. В центре кампо, перед церковью, находится памятник Паоло Сарпи (1552-1623 гг) - венецианскому теологу, историку, монаху и доктору богословия, очень продвинутого для того времени. Сапри отстаивал интересы республики в вечном противостоянии с католической церковью. Он был дружен с Галилеем. Кстати, Сарпи жил и скончался в монастыре, прилегающем к церкви с прошлой фотографии - Санта Мария деи Серви
45. Палаццо Диедо (Palazzo Diedo) на канале Санта-Фоска (Rio de Santa Fosca)
46. Кругленькая и маленькая церковь, на земле патриция Бальбо, существовала еще с 1222 года. После того, как в 14 веке был учрежден официальный праздник в честь Марии Магдалины, было решено увеличить церковь. В 18 веке церковь была перестроена в стиле неоклассицизма архитектором-любителем Томмазо Теманца, который хотел воспроизвести римский Пантеон. Церковь не работает и открывается только по особым случаям
47. Стало неожиданно быстро темнеть
48. А это церковь Сан-Маркуола, с недоделанным фасадом, которую мы сегодня днём видели с Гранд-канала
49. В прорезь Rio de San Marcuola виден Фондако деи Турки противоположной стороны Гранд-канала
50. Вход в Венецианское казино (Палаццо Вендрамин-Калерджи) с земли, с Campiello Vendramin
51. Дворец Ка' Пезаро в прорезь канала Rio de Noal
52. На кампо San Felice церковь Сан-Феличе Мартире (Chiesa di San Felice Martire). В 13 веке церковь перестроили практически заново на месте ранее существовавшей церкви 11 века. В 1531 году после реконструкции церковь приняла сегодняшний вид. Эту небольшую церковь заказало знатное венецианское семейство Галлина, практически для себя. Церковь очень гордится тем, что в ее приходе крестили будущего папу Клемента XIII
53. Мы снова на мосту Риальто. Ночной вид с моста даже лучше дневного. Правда народа - не протолкнуться
54.
55. Добираемся и до Сан-Марко. А вот утренняя она понравилась гораздо больше
56. Затем садимся на вапаретто и едем домой отсыпаться. Совершенно не уставшие за день лица

2 комментария:

  1. Интересная история про происхождение "гетто". Заметим, как много прогрессивных законов принимал Наполеон на захваченных территориях.

    Но райончик не очень презентабельный, явно не туристический центр.

    30: красивая легенда, никогда не слышал

    53: супер!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. ой, Каннареджо очень прикольный район. Да и обошли мы только его западную часть. Очень много местных жителей, венецианцев. Можно хоть посмотреть как они живут, потому что в центре это нереально

      Удалить