Мы добрались до главной нашей точки - площадь Сан-Марко (Piazza San Marco). Надо отметить, что люди хоть и есть, но их не много.
Это единственное место в городе, которое сами венецианцы называют пъяцей - площадью. Оставшиеся площади Венеции жители города называют campo или campiello - полем или маленьким полем. Площадь образовалась в 9 веке как небольшое пространство перед собором Святого Марка. В 1177 году по случаю встречи Фридриха Барбароссы и папы Александра III она была расширена до своих нынешних размеров. Именно на этой площади традиционно проходили основные городские празднества, включая венецианский карнавал. В наши дни площадь Святого Марка имеет форму трапеции с длиной - 175м, шириной в широкой части - 82м, а в узкой - 56м.
2. Площадь остоит из двух частей: Пьяцетты - площадки от причала до колокольни, и непосредственно Пьяццу
3. Если идти от пристани, то справа на пьяцетте расположен Дворец Дожей (Palazzo Ducale). За многие века своего существования Дворец Дожей успел послужить и резиденцией Венецианского правительства, и Сенатом, и Верховным судом, и Министерством. Сегодня во Дворце дожей действует публичный музей. Самый первый Дворец Дожей на этом месте был построен еще в 810 году. Здание было крепостью со стенами и башнями, со всех сторон окружённой водой. В 976 году часть знати и народ восстали против дожа Кандиани IV и сожгли его резиденцию. Вместо неё венецианцы построили новую крепость, но и она сгорела в 1106 году. Строительство сегодняшнего здания было осуществлено между 1309 и 1424 годами. В 1577 году часть дворца была уничтожена пожаром, были полностью были сожжены палаты Великого собора, вместе с ними пропали бесценные работы знаменитых художников - Тициана, Фабриано и Беллини. Восстановлением здания занялся Антонио де Понти, создатель моста Риальто. В конце 19 века правительство Италии приняло решение восстановить обветшавший Дворец дожей. С 1923 года этот архитектурный памятник открыт для широкой публики
4. Слева - здание Национальной библиотеки Венеции 16-го века постройки. Начало библиотеке положил сделанный Венецианской республике 31 мая 1469 года кардиналом Виссарионом дар книжного собрания, насчитывавшего 750 рукописей на латыни и древнегреческом, не считая первопечатных книг. В продолжение всего существования республики общедоступное собрание пополнялось за счёт вкладов аристократических семейств, а в начале 19 века - ещё и благодаря поступлению книг из распущенных Наполеоном монастырей
5. Выходим на пьяццу. Северную сторону площади занимает здание Старых Прокураций, южную - здание Новых Прокураций. Здание первой прокурации в Венеции построили еще в 12 веке, а в 16 - после сильного пожара - его отреставрировали, придав современную форму. В 1640 году напротив первого здания (Старой Прокурации) построили второе – Новую Прокурацию. Главной обязанностью прокураторов было управление принадлежащей государству недвижимостью. Эти здания в западной части соединяют аркады Фабрике Нуове, благодаря чему площадь имеет вид огромного двора эпохи Возрождения
6. В восточной части площади - Собор Сан-Марко (Basilica di San Marco). Он своей византийской архитектурой имеет необычный вид как для католического храма. При общем доминировании византийского стиля, различным элементам Собора также присущи романский, готический и восточный стили
7. Базилика была построена для размещения мощей апостола Марка, которые 31 января 829 года были перевезены из Александрии в Венецию. Мощи привезли венецианские купцы Буоно и Рустико, которые в 828 году, прибыв в Александрию, узнали, что мусульмане начали разрушение христианских храмов для возведения мечетей. Поскольку предание связывает проповедь христианства в городах Венецианской лагуны с апостолом Марком, то купцы решили спасти мощи святого от осквернения и привезти их в свой город. Чтобы перенести реликвию на корабль, торговцы прибегли к хитрости: тело евангелиста было положено в большую корзину и сверху покрыто свиными тушами, к которым не могли прикоснуться сарацины даже при таможенном досмотре. Для большей надёжности корзину спрятали в складках паруса одного из судов. После перенесения мощей в город, апостол Марк заменил святого Феодора в роли небесного покровителя Венеции, а символом города стал знак этого евангелиста - крылатый лев
8. Строительство было начато дожем Джустиниано Партечипацио в 829 году, а завершено в 832 году его братом дожем Джованни Партечипацио.Базилика была повреждена пожаром, возникшим в 976 году в ходе дворцового переворота, когда дож Пьетро Кандиано был смещён дожем Пьетро Орсеоло. Пожар, начавшийся во Дворце дожей, перекинулся на северо-западную часть собора и нанёс ей серьёзные повреждения. Новое строительство собора по византийскому образцу (Константинопольская церковь Двенадцати апостолов) было начато в 1063 году, а в 1094 собор был освящен. В течение следующих веков собор украшался и расширялся. Каждый иностранный корабль, приходивший порт, должен был предоставить в собор драгоценный подарок. Много реликвий оказалось в церкви после разграбления Константинополя крестоносцами в 1204 году
9. Собор Сан-Марко становится религиозным и политическим центром Венецианской республики. В соборе проводились грандиозные официальные церемонии: коронация и представление горожанам нового дожа, благословление войск перед войной (в частности перед 4-м крестовым походом). Здесь же получил свое благословление перед отплытием капитан Марко Поло. В наши дни собор Сан-Марко является действующим храмом, где проводятся богослужения. А такие реликвии как мощи святого Марка, мощи мученика Исидора, образ Богородицы "Никопея", делают собор Сан-Марко центром христианского паломничества
10. В северной части площади, к Старым Прокурациям пристроена часовая башня - Торре-дель-Оролоджо (Torre dell'orologio). Башня и часы датируются последним десятилетием 15 века, хотя впоследствии в часовой механизм были также внесены значительные изменения. Место для башни было выбрано так, чтобы часы были видны из вод лагуны и демонстрировали всем богатство и славу Венеции. На вершине здания установлен колокол, по которому каждый час бьют бронзовые статуи. Эти статуи, хоть они представляют собой пастухов, называют "маврами" из-за тёмного налёта на бронзе. Одна скульптура изображает бородатого старика, другая - безбородого юношу, что символизирует ход времени. Под колоколом, на голубом фоне с золотыми звёздами стоит крылатый лев с открытой книгой - символ Венеции. Изначально, там находилась статуя дожа Агостино Барбариго (дож 1486-1501), стоящего на коленях перед львом, но в 1797 году, после того, как город сдался Наполеону, статуя была убрана французами, которые очищали город от остатков старого режима. Ещё ниже находится полукруглая галерея с сидящей статуей Богородицы с Младенцем из кованной меди. С каждой стороны есть голубая панель, показывающая время: слева римскими цифрами показывается количество часов, а справа арабскими - минуты (с интервалом в 5 минут). Ниже располагается большой циферблат с сине-золотой отделкой внутри мраморной окружности с выгравированными на ней римскими цифрами 24 часами дня
11. Монументальная арка Часовой башни, ведущая на главную улицу города, Мерчерию, которая связывает политический и религиозный центр (Площадь Сан-Марко) с коммерческим и финансовым центром (Риальто)
12. Галереи Старой Прокурации
13. Северная часть собора Сан-Марко выходит на ещё одну пьяцетту - деи Леони (Piazzetta dei Leoni)
14. С этой стороны собор выглядит уже не так впечатляюще и совсем не цельно
15. В юго-восточном углу площади возвышается колокольня Сан-Марко (Campanile di San Marco). Это отдельно стоящая от собора колокольная башня высотой 98,6 метров. Впервые на этом месте в 9 веке была построена сторожевая башня, которая служила также маяком для кораблей, входивших в лагуну. В сегодняшнем виде колокольня была отстроена к 1514 году. Служила образцом для колоколен в венецианских владениях, разбросанных по берегам Адриатики.
14 июля 1902 года колокольня полностью обрушилась. Причинами падения стали землетрясения, удары молний и общий износ постройки. При падении башня разрушила также и лоджетту, и ближайший угол дворца дожей. При разрушении башни не пострадал ни один человек. Городские власти приняли решение восстановить башню "где была и как была", в точности повторив внешний вид и усилив конструкцию. Восстановленная колокольня была открыта в день Святого Марка 25 апреля 1912 года
16. Прямо у подножия колокольни находится лоджетта. Она была построена на месте старой конюшни с 1537 по 1540 год архитектором Якопо Сансовино. Здание было выполнено из мрамора в форме триумфальной арки. Изначально лоджетта предназначалась для встречи вельмож, однако уже в 1559 году она стала караульным помещением для охраны Дворца дожей. А в 18 веке её стали использовать как штаб-квартиру городской лотереи. После обвала колокольни в 1902 году, лоджетта также как и башня была восстановлена
17. Возвращаемся к причалу на Гранд-канале
18. На причале установлены две колонны - святого Марка и святого Теодора. Я почему-то забыл их отдельно сфотографировать. На этой фотке колонна святого Марка, а на нескольких предыдущих - Теодора. В 1099 году Венеция оказала военную помощь Константинополю, выставив венецианский флот в войне против царя Тира, и союзники одержали победу. В качестве военных трофеев, среди прочего, Венеция получила три огромные монолитные гранитные колонны. Эти колонны в 1125 году были доставлены морем в Венецию. Во время разгрузки одна из трёх колонн упала в море, затонула и была утеряна, т.к. погрузилась в илистое дно лагуны. Несмотря на многочисленные попытки, эта колонна до сих пор не найдена. Две других колонны были успешно перемещены на берег. Место между двумя колоннами использовалось для смертной казни. Осуждённого разворачивали лицом к часам Часовой башни, отбивающим последние минуты жизни приговорённого. Суеверные местные жители до сих пор предпочитают не проходить между двух колонн
19. Идём в восточном направлении к красивому мосту Понте делла Палья (Ponte della Paglia - Соломенный мост). Он был возведен в 1360 году, а реконструирован в 19 столетии. Этот мост позволяет местным жителям и туристам беспрепятственно переходить с одного района в другой (Кастелло и Сан-Марко) по набережной
20. С него открывается лучший вид на ещё один мост - мост Вздохов (Ponte dei Sospiri). Мост через Дворцовый канал (Rio de Palazzo de
Canonica) был построен в 1602 году. Он соединяет здание Дворца дожей, в котором располагался зал суда и здание тюрьмы. "Вздохи", от которых берёт название этот мост - это не вздохи влюблённых, а печальные вздохи осуждённых, которые, проходя под стражей по этому крытому мосту, в последний раз бросали взгляд на Венецию. Ну по крайней мере такая легенда
21.
22. Перейдя мост Понте делла Палья попадаем на Рива-дельи-Скьявони (Riva degli Schiavoni - Славянская набережная). Riva в переводе с итальянского - набережная, но в отличие от Fondamenta, она представляет собой естественный широкий берег. Рива-дельи-Скьявони тянется на полтора километра от моста дела Палья до Арсенала. Славянской набережная называется потому что когда-то далматинские (славянские) мореходы швартовали здесь суда. Сегодня набережная Скьявони - это череда фешенебельных гостиниц. Одна из самых знаменитых - Отель Даниели (Danieli), принимающий постояльцев с 1822 года. Его название происходит от имени первого владельца Джозефа да Ниели
23. Но мы не углубляемся в район Кастелло, а сразу сворачиваем на небольшую улочку Calle degli Albanesi. Прикольный такой венецианский "самострой"
24. Вид на мост Вздохов с противоположной стороны - со стороны моста Ponte de la Canonica
25. Дальше идём гулять по району Сан-Марко. Канал Rio de la Canonica
26. Канал Rio dei Ferai
27. Маленькая церквушка Сан-Галло (Chiesa di San Gallo) на одноимённой кампо (Campo San Gallo)
28. Канал Орсеоло (Rio Orseolo)
29. Канал упирается в небольшой водоем Бачино Орсеоло. Здесь гондольеры организовали своеобразную ночную парковку своего водного транспорта
30. Церковь Сан-Моизе (Basilica di San Moise). Первоначальная церковь 8 века была перестроена в 10 для некоего Моизе Вениера, который пожелал посвятить её своему небесному покровителю Св. Моисею. В 14 веке к церкви была добавлена кирпичная колокольня. По заказу семьи Фини перестроена в 1682 году в последний раз. Перегруженный скульптурами и орнаментом фасад воспевает коммерческие успехи жертвователей на реставрацию церкви - семьи Фини. Слева и справа размещены скульптурные бюсты братьев, а в центре - семейный герб. Нужно отметить, что первоначальная композиция была ещё более помпезной, но несколько скульптурных деталей были утрачены с течением времени, а в 19 веке фасад, состояние которого внушало тревогу из-за большой нагрузки, было решено облегчить и часть украшений и скульптур были демонтированы намеренно
31. Канал Rio de San Moise
32. Широкая по венецианским меркам улица Calle Larga XXII Marzo
33.
34.
35. Канал Rio de l'Alboro
36.
37. Церковь Санта-Мария-дель-Джильо (Chiesa Santa Maria del Giglio). История основания церкви относится к 10 веку, когда на его возведение славянской семьёй Джубанико был организован специальный фонд. Отличительной чертой этой церкви, как и у прошлой, является фасад. Его создали в честь Антонио Барбаро и его семьи, и вместо обычных фигур святых на нём появились рельефные карты городов на Адриатике: Задар, Кандия, Падуя, Рим, Корфу и Сплит, которые сыграли не последнюю роль для этого семейства. В нишах между колоннами статуи братьев Барбаро
38. Campiello Santa Maria Zobenigo
39.
40. Campiello del Traghetto, которая выходит к Гранд-каналу
41. Канал Rio de Santa Maria Zobenigo. В Венеции у каждого такого крохотного мостика, даже через узенький канал, есть своё имя. Этот, например, Ponte Duodo or Barbarigo
42.
43. Туристы
44. Campo San Maurizio
45. На этом кампо стоит церковь Сан-Маурицио (Chiesa San Maurizio) 16-го века постройки. С 2001 года в стенах церкви располагается Музей Музыки. В основе экспозиции обширная коллекция старинных струнных и духовых инструментов периода 15-19 веков. Особую ценность представляют работы великих мастеров - Амати, Гварнери, Страдивари
46. Канал Rio del Santissimo di Santo Stefano
47. Выходим на внушительную по размерам площадь Campo Santo Stefano. Она вытянулась с севера на юг, от церкви Санто-Стефано до церкви Сан-Видал. В центре кампо стоит памятник писателю и политику Николо Томмазео (Nicolo Tommaseo)
48.
49. Церковь Сан-Видаль (Chiesa San Vidal или San Vitale). Дож Витале Фальер возвел эту церковь в честь своего святого тезки еще в конце 11 века, но фасад говорит о более поздней реставрации (17 век), на средства, выделенные дожем Карло Контарини
50. В восточной части площади - Palazzo Pisani a Santo Stefano
51. Palazzo Loredan. Второй палаццо, носящий то же название, или Ка' Лоредан, находится на Гранд-канале
52. На севере кампо - Церковь Санто-Стефано (Santo Stefano). Первоначально была построена в 13 веке для монахов-отшельников ордена Святого Августина. Перестраивалась в 14 и в 15 веках. В 1544 году верхняя секция 60-метровой колокольни обрушилась после удара молнии, повредив соседние здания. Колокольня, восстановленная позже, в настоящее время имеет характерный наклон
53. Монастырь, построенный в 13 веке вместе с церковью, был упразднён в 1810 году. При нём есть два монастырских дворика: большой и маленький. Это - большой, а как попасть в маленький мы не разобрались
54. Сразу за монастырём кампо Сант-Анджело (Campo Sant'Anzolo)
55. Между монастырём и кампо протекает канал Rio de Sant'Anzolo
56.
57.
58. Это часть монастыря выходящая на кампо Сант-Анджело
59.
60. Отсюда уже хорошо виден наклон колокольни церкви Санто-Стефано
61. Двигаемся дальше. Пройдя мимо Театра Ла Фениче (Teatro La Fenice), который у меня никак не получалось нормально впихнуть в 24 мм объектив фулл-фрэйм матрицы, вышли к церкви Сан-Фантин (Chiesa di San Fantin). Стоит церковь прямо у театра Ла Фениче, точнее театр стоит у церкви. Строительство здания началось в 1507 году и закончилось в 1564 году. В наше время попасть внутрь церкви сложно, большую часть времени она закрыта
62. Слева от церкви Сан-Фантин - Скуола (Scuola Grande di San Fantin). Скуола - в средневековой Италии братство или благотворительная организация, члены которого ежегодно вносили взнос на определенные нужды. В Венеции находились семь (хотя встречал в некоторых источниках, что их было 8 и даже 9) больших благотворительных скуол, численностью в несколько сотен человек. Такие скуолы существовали по всей Европе, но только в Венеции они действовали с одобрения государства как гражданские организации и несмотря на наличие святого-покровителя не имели связи с церковью. Венецианские скуолы имели выборное правление. Все члены скуолы считались равными, аристократам запрещалось занимать официальные посты в скуоле. 25 апреля, в День Святого Марка, главный праздник государственного календаря в Венеции, большие скуолы участвовали в шествии вокруг площади Сан-Марко. За право идти первым участники скуол часто вступали в конфликт. Венецианские скуолы были упразднены Наполеоном, но затем некоторые открылись заново. Конкретно эта скуола - Сан-Фантин, появившаяся от слияния скуол Сан-Джироламо (Scuole di San Girolamo) и Санта-Мария-делла-Джустиция (Scuole di Santa Maria della Giustizia) в 1687 году, специализировалась на предоставлении последних удобств тем, кто был приговорен к смертной казни: поэтому эту скуолу также называли "Скуола доброй смерти". Само здание строилось в период между 1592 и 1600 годами. После того как Наполеон разогнал братство здесь открылся университет провинции Венето; он здесь и сейчас
63. Канал Rio dei Barcaroli
64. Канал Rio dei Fuseri
65. Немного блуждая всё же находим дорогу ко дворцу Контарини дель Боволо (Palazzo Contarini del Bovolo), известным своей красивой лестницей. Дворец был построен в 1499 году для Пьетро Контарини. Ажурная винтовая лестница ведет на аркаду, с которой открывается, как мы прочитали в путеводителях, очаровательный панорамный вид на городские крыши. Но мы не дочитали, что открывается она в 10 часов утра, а на часах только 9. Жаль, повздыхав, идем дальше
66. Campo Manin названа в честь Даниэле Манина - венецианского адвоката, политического и военного деятель, главы
Рисорджименто на территории Венеции. По мнению многих итальянских историков он один из героев объединения Италии. В 1868 году, спустя два года после оставления австрийцами Венеции и одиннадцать лет после его смерти, останки Манина были перезахоронены в его родном городе с государственными почестями в Базилике Сан Марко. Манин стал первым человеком, похороненным там за последние триста лет. Памятник Манину установили в центре кампо в 1875 году, тогда же и переименовали её в его честь. До этого кампо называлось - Campo San Paternian
67. Ещё одно кампо - Campo San Luca. Хоть ещё утро, но прошли мы немало и нам захотелось в туалет, а туалет в Венеции - это адский аттракцион. Мало того что их очень мало, так они стоят все по 1,50 евро. Но есть альтернатива - сесть в кафе, заказать что-то, немного отдохнуть и заодно облегчиться. Так мы и делаем; находим на кампо Сан-Лука кафе Торино
68. Заказываем коктейль Апероль Шприц, на немецкий (австрийский) манер, или Спритц в итальянском звучании. Мы слышали об этом коктейле раньше, но он как-то проходил мимо нас, поэтому не попробовать его на его же родине грешно. Впервые "шпритцы" стали готовить (по крайней мере стали упоминаться как официальный микс напитков) в середине 19 века, когда Венеция и весь регион Венето входит в состав Австрийской империи. Дабы утолить жажду днём, но не опьянеть, австрийские военные смешивали локальные белые вина (а это игристое вино Просекко) с газированной водой или ставшим позднее популярным британским тоником Якоба Швеппа (собственно, известный до сих пор Schweppes). К вечерним его вариантам, когда можно было позволить себе чего-то покрепче, добавлялась алкогольная горечь уже не тоников, а биттеров. Aperol был в их числе с 1919 года, с тех пор, как его впервые произвели в соседней Падуе. Сейчас существует множество вариантов приготовления напитка, но все они являются различными вариациями следующего рецепта: в обычный стакан насыпают кубики льда, стакан примерно на половину его объёма наполняют белым сухим обычным или игристым (просекко) вином, добавляют примерно 30% газированной воды, а в оставшийся пустым объём стакана (10-20%) доливают биттер (Кампари и/или Аперол, либо какой-либо другой). Наш выбор пал с Аперолем, с Кампари попробуем позже. Очень вкусный летний напиток. Он так нам понравился, что по возвращении в Одессу я побегу покупать Апероль и на выходных отводить душу
69. Отдохнули и идем дальше
70. Очертания церкви Сан-Сальвадор (Chiesa Di San Salvador). К сожалению её фасад сейчас на реставрации
71. Рядом с церковью, на небольшой Campo San Salvador находится здание бывшей скуолы ди Сан-Теодоро (Scuola Grande di San Teodoro), в которой сейчас располагается концертный зал. Скуола основана в 1258 году и базировалась в церкви Сан-Сальвадор. Она была посвящена святому Феодору, первому покровителю города. Но со временем членов-благотворителей все увеличивалось и к 16 веку построили новое здание. Специализировалась скуола на помощи бедным
72. Cтела в дальней части кампо посвящена борьбе венецианцев против австрийской оккупации в
1848-49 годах
73. В Венеции много магазинов не только с однотипными сувенирами, но и с оригинальными товарами и инсталляциями
74. Гиперреалистичные скульптуры Кэрол Фойерман
75.
76. Муранское стекло
77. По участку торговой улицы Мерчерия (Merceria II Aprile) добираемся до последней кампо перед мостом Риальто - Campo San Bartolomeo, которая вытянулась вдоль Гранд-канала. В её центре стоит памятник Карло Гольдони (венецианский драматург и либреттист) - в камзоле и треуголке, с тростью в руке
Далее держим путь к мосту Риальто...
Вот тут, читая твой пост, стали всплывать экскурсионные воспоминания 2009 года. Но, я не думал, что так много культовых зданий обрели современный облик или построены "с нуля" в начале 20-го века: Дворец Дожей (1923г.), колокольня Сан-Марко (1912г.)
ОтветитьУдалить65: ты читал? туда большие очереди?
68: и сколько стоил коктейль? 20 евро?
74-75: пугающе реалистично
76: помню, возле потрясающих инсталляций из стекла, мы застревали надолго.
65 - да, прочитали в интернете, что открылся недавно, после довольно долгой реставрации. И что очереди есть. Поэтому и хотели туда с утра наведаться - а оказалось, что рано пришли
Удалить68 - а вот и нет! а вот и нет! ) 3.50 ойро. С учётом того, что веницианский туалет стоит 1.5 ойро, то коктейль почти даром
жалко, что ты не писал отчётов в 2009 году, я бы с удовольствием бы почитал
Очень помпезная красивая площадь и собор Сан-Марко впечатлил. Только оборот его подкачал)
ОтветитьУдалить16 - Прикольная симпатичная лоджетта. Маленькая такая, уютная))
Супер-живописные улочки, каналы. Солнце трудное для фото)
49 - А что это за Зим-Стэлс?))
60 - Колоритное, как специально состаренное, красное здание. Оно же на 55-ой фотке выглядит не так презентабельно. И везде чистота!
63 - На балконе гирлянды новогодние)
65 - Красивейший дворец!
Колоритная прогулка! Супер!
16 - )))
Удалить49 - это не ЗИМ, это Бьюик, с которого ЗИМ и скопировали
60 - не-не, не специально состаренное, а специально неотремонтированное)
63 - они их по ночам круглый год включают
65 - жалко, что по лестнице мы не поднялись ((( Нужно будет ещё вернуться