02.07.2020

Февраль 2020. Стамбул. День 2 (часть вторая)

Выходим из платной части дворца Топкапы и попадаем в Первый Двор.
2. В первом дворе находились служебные и подсобные помещения, а также древняя церковь Святой Ирины. Айа-Ирена - одна из самых ранних сохранившихся церквей Константинополя, посвящена "Святому миру", а не святой Ирине. Дело в том, что на древнегреческом "Ирина" означала "мир", "спокойствие".  Айя-Ирена представляет новый для VI века тип базилики в форме креста. Внутри стоит саркофаг, в котором, по преданию, покоятся останки Константина. Вопреки распространенному мнению никогда не была мечетью. Вход в неё платный, но мы идем дальше, т.к. впереди нас ждёт другая "платная" церковь
3.
4. Всё! Теперь окончательно покидаем Топкапы через главные ворота - Ворота Повелителя или Баб-ы Хюмаюн (Bab-ı Hümayun‎). Через мраморные Ворота Повелителя въезжали в резиденцию турецкие султаны. Именно отсюда османские падишахи выходили на пятничную молитву в Айя-Софию. Здесь султаны устраивали различные празднества, а также проводили пятничные намазы. Интересно, что только эта часть дворца была открыта для других посетителей: аудиенции падишаха тут ожидали иностранные послы и высокопоставленные государственные деятели. Особо важным гостям даже позволялось въезжать внутрь верхом на коне
5. Сразу за воротами, чуть правее, находится Айя-София
6. Северо-восточный вход в Айя-София. Через эти ворота султан из дворца Топкапы проходил в Святую Софию на молитвы. Сейчас через эти ворота можно попасть в музей ковров
7. Мусульманская часть
8. Сразу перед воротами Повелителя - Фонтан Ахмеда III (Sultan 3. Ahmed Çeşmesi). Он построен в правление султана Ахмеда III в 1728 году в стиле османского рококо в период Лале Деври (Тюльпанов) - это время (с 1718 по 1730 годы), когда в Османской империи царил мир. В те времена фонтан был одним из общественных центров города. Павильон фонтана Ахмеда III находится на месте византийского фонтана Перайтон
9. Ольга летела в Турцию с мыслью наесться до отвала кукурузой. Для этого она выбирала, из всех предоставленных торгующих точек, самое дороге место в Стамбуле. Но сколько счастья в этих глазах!
10. Вышло солнце и пока мама догрызает кочан прошлогодней кукурузы, Зоя сушит вещи на ветру греясь на солнце
11. Идём к главному входу Айя-Софии. По дороге решаем осмотреть несколько тюрбе (мавзолеев), примыкающих к южной части Айя-Софии. Здесь мы их насчитали аж пять. Как правило, тюрбе в Стамбуле - это невысокие здания шести или восьмиугольной формы, покрытые куполами различных архитектурных форм, от простейших до весьма изысканных. Чаше всего мавзолеи закрыты для посетителей и лишь через небольшие окна, закрытые решетками, можно попытаться заглянуть внутрь, но данные, открыты для посещения
12. Целая череда наследников престола оказалась захороненной на территории Айя-Софии. Начало положил беспутный Селим II (сын Сулеймана Великолепного и Роксоланы) по прозвищу "пьяница", которого сгубили обильные возлияния кипрского вина. Через три года после его смерти в 1577 году было завершено строительство мавзолея, в котором, помимо Селима II, упокоилась его любимая жена - Нур-Бану Султан, урожденная венецианка Сесилия Вениер-Баффо, а также более четырех десятков венценосных детей и внуков.
Обыкновенно внутри, в центре сооружения, находится один или несколько гробов, покрытых богатой тканью. При этом существует неписанное правило, чем больше гроб по размерам, тем больше оцениваются деяния или заслуги умершего. Внутри одного мавзолея могут быть похоронены и мужчины и женщины. Надо учесть, что в мавзолеях Стамбула, как и других городов Турции, тела умерших закопаны в землю. Нередко в голове гроба стоит деревянный шест с тюрбаном из белой ткани. Это означает, что покойник был мужского рода
13. При входе в помещение обязательно надо снимать обувь, а женщинам одевать платки. Девочки при выходе из тюрбе долго надевают обувь и говорят, что больше не будут заходить в остальные мавзолеи, т.к. на одеваться-раздеваться уходит много времени
14. Зоя не хочет больше смотреть на зелёные гробики, но при этом не прочь посмотреть что-то еще
15. Второй тюрбе - Мурада III. Он был двенадцатым султаном Османской империи, правил с 1574 по 1595 год. Погребен в мавзолее в 1599 году. Сын Селима II, пристроивший еще два минарета к Айя-Софии и унаследовавший от отца страсть к выпивке, ещё больше любил женщин. Мурад III мало занимался государственными делами, предпочитая гаремные наслаждения. При нём большую роль в политике стали играть женщины из султанского гарема, в частности Нурбану, мать Мурада, и его жена Сафие. Возглавляемые ими придворные группировки плели интриги друг против друга, а также против многих высших сановников, часто добиваясь их смещения и казни. Последний покой этот похотливый султан нашел рядом со своей женой Сафийе-Султан и детьми в количестве 32 человек. И это не все его дети, их предположительно было сильно больше. Из интересных фактов: 17 дочерей умерли в один год (1598) от чумы, а 19 сыновей были казнены - задушены (членов царствующей фамилии можно было умерщвлять только бескровным способом) в 1595 году сразу после смерти Мурада III, при переходе власти к его сыну Мехмеду III, что было вполне обычным явлением. До 1603 года существовал обычай казни всех братьев новоиспечённого султана сразу по восшествии его на престол - закон Фатиха - одного из положений из Канун-наме (сборника законов) Мехмеда II Завоевателя (Фатиха). Оно позволяло тому из наследников османского трона, кто стал султаном, убить остальных ради общественного блага - предотвращения войн и смут. Большинство из этих сыновей Мурада III были похоронены в ещё одном, третьем небольшом тюрбе, который находится справа и называется - тюрбе Принцев
16. Четвёртый тюрбе - Мавзолей султанов Мустафы I и Ибрагима. Он был перестроен из баптистерия, который мог быть создан в 4-5 веке и был скорее всего старше, чем Святая София. После захвата Константинополя османами, здание использовалось для хранения масла для ламп. Затем здесь вечный покой нашли два султана с печальной судьбой, которые из-за слабоумия удостоились прозвищ Дели (безумный). Когда срочно понадобилось место для захоронения Мустафы I, свергнутого с трона и пятнадцать лет находившегося в заточении, то наиболее подходящим местом для этого посчитали бывший баптистерий собора, который таким образом превратился в тюрбе. Позже, в 1648 году, в нем появилась гробница его племянника, жестокого сластолюбца - султана Ибрагима, задушенного в результате дворцового переворота
17. При преобразовании баптистерия в тюрбе уровень пола внутри был значительно поднят
Пятый последний мавзолей - Мехмеда III, находится при выходе из мавзолейной части (фото 11)
18. После осмотров всех тюрбе выходим на площадь перед входом Айя-София, видим очередь из желающих посетить её и решаем, что сейчас не будем входить, а для начала следует пообедать
19. Что хорошо в Стамбуле - так это то, что практически везде можно вкусно и недорого поесть. В 2 минах ходьбы от Айа-Софии, наугад сворачиваем от туристической улицы в переулок и видим ресторанчик Karadeniz Aile Pide & Kebab Restaurant. Посетителей нет, но мы очень проголодались, к тому же не сиденьях лежат пледы очень заманчиво и не долго думаея устраиваемся поудобнее. Почти сразу к нам выходит хозяин заведения принять заказ, а тем временем официант подает горячий чай
20. Дочке уделяется повышенное внимание, периодически это её смущает, при этом настроение повышает. Вся заказанная еда на удивление вкусная, даже Зая не крутит носом, а это высокий показатель. Из комплимента нам подали салат и в конце трапезы яблочный чай. Я еще долго буду гоняться по Стамбулу в поисках подобного чая, но такого вкусного больше не найду 
21. Наевшись до отвала, делаем с владельцем ресторана совместную фоточку
22. И вот теперь, в приподнятом настроении, можно идти смотреть Святую Софию
Первая христианская церковь была построена на рыночной площади Августеон в 324-337 годах при императоре Константине I. С 360 по 380 год Софийский собор находился в руках ариан. Император Феодосий I в 380 году передал собор никенианам и 27 ноября лично ввёл в собор Григория Богослова, вскоре избранного новым константинопольским архиепископом. Этот храм сгорел во время народного восстания в 404 году. Построенная вновь церковь была уничтожена пожаром 415 года. Император Феодосий II повелел выстроить на этом же месте новую базилику, что было выполнено в том же году. Базилика Феодосия сгорела в 532 году во время восстания "Ника". Её руины были обнаружены лишь в 1936 году во время раскопок на территории собора.
Спустя сорок дней после пожара император Юстиниан I повелел на его месте построить новую церковь того же имени, которая должна была стать по его замыслу украшением столицы и служить выражением величия империи. Для возведения грандиозного храма Юстиниан выкупил у частных владельцев ближайшие участки земли и велел снести находившиеся на них постройки. Для руководства работами Юстиниан пригласил лучших архитекторов того времени, под их руководством трудилось ежедневно по 10 000 рабочих.
Торжественное освящение храма 22 декабря 537 года совершил константинопольский патриарх Мина.
Через несколько лет после окончания строительства землетрясение разрушило часть собора. Собор также пострадал от землетрясения 989 года, особенно сильным разрушениям подвергся его купол. Здание подпёрли контрфорсами, от которых оно утратило свой прежний вид. Обвалившийся купол перестроил армянский архитектор Трдат, автор Анийского собора, причём архитектор сделал купол даже более возвышенным.
16 июля 1054 года в Софийском соборе во время богослужения легатом папы римского кардиналом Гумбертом константинопольскому патриарху Михаилу Керулларию была вручена отлучительная грамота. В ответ на это 20 июля патриарх предал анафеме папских легатов. Это событие стало началом разделения церквей на Православную и Католическую.
В 1204 году собор был разграблен крестоносцами.
В ночь с 28 на 29 мая 1453 года в соборе Святой Софии состоялось последнее в его истории христианское богослужение. 29 мая 1453 года храм был захвачен турками. 30 мая 1453 года султан Мехмед II, завоевавший Константинополь, вступил в собор Святой Софии, который был обращён в мечеть. К собору пристроили четыре минарета, и собор превратился в мечеть Айя-София.
Во второй половине 16 века при султанах Селиме II и Мураде III к зданию собора были пристроены тяжёлые и грубые контрфорсы, существенно изменившие внешний вид здания.
До середины 19 века никаких реставрационных работ в храме не производилось. В 1847 году султан Абдул-Меджид I поручил архитекторам провести реставрацию Айя-Софии, которой угрожала опасность обрушения. Реставрационные работы продолжались два года. Архитекторы провели работы по усилению колонн, а так же укрепили своды и купол храма железной цепью. Так же ими было обнаружено, что на стенах под слоями извести хорошо сохранились византийские мозаики. Частично они расчистили их в верхней галерее и показали султану Абдул-Меджиду, который повелел оставить открытой часть орнаментов, но повторно забелить все лики святых.
В 1935 году, согласно декрету правительства Турции, подписанному Кемалем Ататюрком, Айя-София стала музеем. В 1985 году Софийский собор в числе других памятников исторического центра Стамбула был включён в состав Всемирного наследия ЮНЕСКО.

23. В плане собор представляет собой продолговатый четырёхугольник (75,6×68,4 м), образующий три нефа: средний - широкий, боковые - более узкие. Гигантская купольная система собора стала шедевром архитектурной мысли своего времени. Прочность стен храма достигается, по мнению турецких исследователей, за счёт добавления в строительный раствор экстракта листьев ясеня
24. При султане Махмуде I в 1739-1742 была проведена внутренняя перестройка собора, в ходе которой в алтарной части появился михраб. Поскольку собор был ориентирован по христианской традиции - алтарь на восток, мусульманам пришлось переделывать его, поместив михраб в юго-восточный угол собора в соответствии с киблой. Из-за этой переделки в Айя-Софии, как и в других бывших византийских храмах, молящиеся мусульмане вынуждены располагаться под углом относительно основного объёма здания. Современный михраб относится к 19 веку и был отреставрирован архитектором Густавом Фоссати в 1847-1849 годы. По обеим сторонам михраба установлены бронзовые подсвечники, привезенные в 1526 году султаном Сулейманом Великолепным из Буды.
На всё это безобразие сверху наблюдает Дева Мария с маленьким Иисусом
25. Мафили муэдзина представляет собой особую возвышенную платформу в мечети, где муэдзин преклоняет колени и откуда воспевает в ответ на молитвы имама
26. Мраморный резной минбар был построен в конце 16 века при султане Мураде III. Во время пятничной молитвы имам поднимается на минбар для чтения проповеди (хутбы). В этот момент все разговоры в мечети прекращаются и верующие концентрируют своё внимание на проповеди
27.
28. Зоя в декоративном михрабе
29. Ольга стоит на мраморном полу, который открылся после того, как сняли молитвенные коврики. Где-то в этом полу есть захоронение Энрико Дандоло - дожа Венецианской республики, организатора и вдохновителя Четвертого крестового похода, в результате которого в апреле 1204 года был захвачен и разграблен Константинополь, а Энрико Дандоло взят в плен. Скончался он 1 июня 1205 года в возрасте 98 лет в Константинополе и был захоронен в Софийском соборе, как дань уважения его титула
30. Более тысячи лет Софийский собор оставался самым большим храмом в христианском мире - вплоть до постройки собора Святого Петра в Риме. Высота Софийского собора - 55,6 метров, диаметр купола 31 метр
31. Библиотека и комната для чтения построена в 1739 году султаном Махмудом I
32. В 1847 году на колонах были размещены восьмиметровые деревянные щиты, обтянутые кожей, с цитатами из Корана, написанные каллиграфической вязью. В отличие от остальных мусульманских переделок, щиты выглядят очень инородно, как лейкопластырь на теле
33. Поднялись на верхнюю галерею. В соборе уже несколько лет ведется большая реставрация, так что существенная часть интерьера находится в строительных лесах. За ними прячется ложа султана
34. Верхняя галерея имеет форму подковы и опоясывает весь главный неф за исключением апсиды. В верхней галерее сохранилось несколько мозаик, которые традиционно предназначались для императрицы и ее двора. Отсюда открываются лучшие виды на интерьер собора. Самые сохранившиеся мозаики расположены в южной части галереи. Подъем на галерею осуществляется слева от входа, на северной стороне храма
В 1934-1939 годах под руководством американского археолога Томаса Виттемора были раскрыты от штукатурки мозаики периодов императоров Юстиниана, Льва VI и Иоанна Цимисхия и было начато издание их описания. Во времена расцвета Святой Софии ими был украшен весь храм. Византийские мозаики в основном делались на золотом фоне, что символизировало божественный свет. После обращения христианского храма в мечеть большая часть мозаик была уничтожена. Притом заметно, что уничтожено на высоту вытянутой руки с саблей, а оставшиеся фрески и мозаики остались невредимыми, как полагают некоторые исследователи, именно благодаря тому, что в течение нескольких веков были замазаны штукатуркой.
35. Деисус - икона или группа икон, имеющая в центре изображение Христа, а справа и слева от него соответственно - Богоматери и Иоанна Крестителя, представленных в традиционном жесте молитвенного заступничества. К сожалению, мозаика сохранилась только частично
36. Так, по представлению реставраторов, должна была полностью выглядеть мозаика деисуса
37. Во времена пребывания на троне императора Константина IX Мономаха в 1042-1056 годах была исполнена мозаика, изображающая предстояние Константина Мономаха и императрицы Зои перед Спасителем. Императорская чета представлена в момент ритуала возложения на престол Святой Софии хрисовула с перечислением даров. Здесь грамоту держит в руках императрица Зоя, законная наследница Константина VIII, изображенная юной красавицей (на самом деле в тот момент ей было 66 лет). Константин Мономах прижимает к груди мешок с золотом, вручавшийся императором клиру храма как личный дар. История вносила свои коррективы: Зоя была трижды замужем, а Константин был её третьим мужем. И мозаика претерпевала изменения, "портрет" предыдущего мужа Михаила Пафлагонского был сбит и заменен головой нового императора. И голова Зои была сбита в тот момент, когда она была в ссылке из-за дворцовых интриг. Когда Зоя вернулась на трон, голову восстановили. В общем - классическая византийщина
Мозаики произвели на нас впечатления: фото не передаёт как на самом деле они выглядят, а выглядят они очень круто.
38. В верхней галерее есть окна, из которых можно лицезреть окрестности. Вид на Босфор
39. Лоджия через которую ничего не видно
40. А вот тут другое дело
41. Я в работе
42. А это результат: вид на купола рядом стоящих тюрбе
43.
44. Идем по коридору ведущий с верхней галереи на нижнюю
45. Ольга столько преисполнилась величием храма, что похоже уверовала
46. Благодаря Ататюрку, Айя-София пока музей, но в 2006 в музейном комплексе, уже было выделено небольшое помещение для проведения сотрудниками музея мусульманских религиозных обрядов. Эрдоган всё чаще говорит о том, что собирается сделать из Айя-Софии снова мечеть
47.
48. Выходим из храма. Минареты Айя-Софии были возведены в различное время: первый кирпичный юго-западный минарет построен при султане Фатихе Мехмеде, северо-восточный в правление Баязида II, два минарета в западной части построил архитектор Синан при султанах Селиме II и Мураде III
49. На территории комплекса выставка археологических раскопок
50. В конце 1920-х - начале 1930-х годов археолог из Германского археологического института в ходе раскопок открыл рядом с собором сохранившийся фрагмент колоннады эпохи императора Феодосия, что позволило установить, что при строительстве Юстиниановой базилики более древние основания были лишь засыпаны и находятся ниже уровня поля существующего храма
51.
52. Главный вход и контрфорсы (ребра жёсткости)
53. Возведенный около 1740 года фонтан является образцом турецкого рококо
54. Зоя наслаждается наличием котов в городе
55. Тюрбе Мурада III и тюрбе принцев - вид сбоку
56. Выходим с территории комплекса Айа-София и начинаем двигаться в сторону дома. Собор, в отличии от Топкапы, нам очень понравился и мы ни разу не пожалели, что посетили его
57. Улица Soğuk Çeşme
58. Заходим в парк Гюльхане. В эпоху Османской империи на месте нынешнего парка Гюльхане находились внешние сады дворца Топкапы, по большей части засаженные деревьями. В то время Гюльхане был закрытым, и гулять здесь мог только султан и его свита.
В ХХ веке часть садов была перепланирована в парк по решении муниципалитета и открыта для публики в 1912 году. Раньше в парке находились зоны отдыха, кофейни, игровые площадки, здесь также проводились ярмарки. Позже здесь открыли небольшой зоопарк. В последнее время парк претерпел множество изменений: площадки для пикников и зоопарк были убраны, а ярмарки прекращены, что сразу освободило много места
59. В 1926 году в парке Гюльхане была установлена первая, ещё прижизненная, статуя Ататюрка в Турции
60. Литературный музей и библиотека Мехмеда Хамди Танпынара
61. Вертикальный сад 
62. Памятник народному поэту и исполнителю песен Ашык Вейселю, воспевавшему красоту любимой Турции, её природу и величие народа
63. В переводе с турецкого языка название Gülhane означает "Дом роз"
64. Единственное доступное тут развлечение в эту пору года
65. В весенне-летний сезон здесь цветет более 80 тысяч роз, а также клумбы украшают тысячи тюльпанов. Зимой же в Гюльхане высаживают незабудки, которые зачем-то ограждают уродской желтой сеткой. Воруют их что ли?
66.
67. Парк нам понравился, через месяц тут и вовсе будет красота
68. Выходим из Гюльхане со стороны улицы Кеннеди, которая тянется вдоль берега моря. На набережной находится Павильон (летний дворец) Сепетчилер построенный в 1591 году в эпоху правления султана Мурада III. Сепетчилер вместе с парком Гюльхане, входил в состав первого двора дворца Топкапы. Здание павильона возведено на берегу мыса Сарайбурну, омываемого водами Босфора и залива Золотой Рог. Сейчас железная дорога и улица Кеннеди полностью изолируют павильон как от парка Гюльхане так и от дворца Топкапы. Название Сепетчилер, происходит от слова "сепет" (sepet - корзина) и напрямую связано с хобби султана Ибрагима (1640-1648 гг.). Он увлекался плетением корзин и поэтому оказывал особое покровительство цеху корзинщиков Стамбула, даруя им различные привилегии. Когда султан решил перестроить павильон (1643), то благодарные ремесленники обратились к нему с нижайшей просьбой позволить им оплатить строительство. Просьба была милостиво удовлетворена, а построенное здание стало называться Сепетчилер Касры - "павильоном корзинщиков". Павильон использовался как дворцовая пристань, с балюстрады которой султаны наблюдали за тем, как имперский флот уходил в поход или возвращался после очередной военной кампании. В настоящее время павильон Сепетчилер отдан Турецкому обществу "Зеленого полумесяца" под Главное управление ,закрытый для свободного посещения
69. Чуть дальше по улице Кеннеди с противоположной стороны расположен железнодорожный вокзал Сиркеджи, который построен как конечный пункт следования Восточного экспресса
70. Вид с набережной Эминёню на Бейоглу
71. И вот отсюда, издали, Галатская башня выглядит потрясающе!
72. Солнце снова спряталось за тучи, но дождя нет и это существенно радует
73. Мост через Босфор
74. Азиатская часть
75. Топкапы
76. Налетела грусть
77. С улучшением погодных условий, количество рыбаков на Галатском мосту увеличилось
78. У некоторых неплохие уловы
79. Айя-София и святая Ирина слева
80. Сулеймание
81. Возвращаемся в Бейоглу. Видно в истории Стамбула был период полного коррупционного бардака в архитектуре; на улице Tersane это отлично видно. Судя по всему это были 60-80 годы 20-го века. Одесса как раз сейчас переживает такой период
82. На сегодня план выполнен и мы возвращаемся в апартаменты
83. По пути встречаются даже чуть зеленые улицы 
84. Устали за сегодня. Вечером у нас итальянское вино под турецкие блюда

4 комментария:

  1. 9: да, там интересная уличная еда - мы брали жареные каштаны.
    12: любопытно, об этих мавзолеях вокруг Айя-София я даже и не слышал.
    15: как раз прочел "Имя мне - Красный", Орхана Памука. Стамбул, 1591г., правление Мурада III.
    20: ах, какой там божественный чай!
    22: насколько мне не понравился храм снаружи (так в Стамбуле достраивают балконы несуразных размеров и дома превращаются в странные муравейники), настолько он, судя по твоему репортажу, интересен внутри. Ну, а история там, конечно, фантастическая.
    46: и окончательно решить вопрос с мозаиками :(
    65: я бы сюда хотел попасть в апреле, судя по фоткам это восхитительно. А заборы, как я понял, чтобы не затаптывали цветы. Там огромные толпы туристов, фотографируются, отдыхают на газонах.
    68: странное название улицы, любопытно
    76: класс!
    84: ну, раки надо было пить

    Ты историческую информацию собирал до поездки? Шли уже подготовленными?

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. 9 - каштаны будем пробовать в другой день)
      15 - о, интересно, официальная историческая справка о Мураде III совпадает с тем, что написано в книге? пьянство, похоть и интриги? или всё было не так чёрно-бело? Но закон Фатиха меня просто поразил, когда я про него узнал. Как-то престолонаследие в других странах было более гуманным.
      22 - да, именно так: снаружи - так себе: надстройка на надстройке, внутри - ну оочень внушает!
      46 - да (
      76 - тогда в конце февраля такая фотка ещё была возможна... теперь мы бы с Ольгой запрещали руками касаться "всякой гадости", ибо "везде вирусы")
      84 - мы уже выпили твою))) так что знаем что это такое)
      Про Айю-Софию заранее знал, а про тюрбе - нет. Они нас на месте очень заинтересовали и мы как пришли домой в апартаменты давай гуглить, что это такое и кто там захоронен. Но мы как-то сразу поняли, что это что-то интересное и обошли всё там. Притом тюрбе хоть и входят в комплекс Айя-София, но имеют отдельный вход с улицы Kabasakal и это бесплатно.

      Удалить
    2. > официальная историческая справка о Мураде III совпадает с тем, что написано в книге?
      нет, там он вполне себе могучий повелитель, но там он очень второстепенный исторический персонаж

      Удалить
  2. Этот комментарий был удален автором.

    ОтветитьУдалить