26.01.2017

Осень 2016. Хорн, Энкхёйзен

20 минут езды от Эдама и мы уже в Хорне. Это старинная гавань Западной Фрисландии. Горожане трактуют старинное название как "рог изобилия", размещая стилизованное изображение мифологического символа на городском гербе, флагах, фронтонах домов и барельефах.
Сейчас Хорн лежит на берегу озера Маркермер как и Волендам. До строительства дамбы Хорн был приморским городом.
В 1356-1357 годах Хорн получил городские права. С началом Реформации в 16 веке Хорн выбрал сторону Вильгельма Оранского. 11 октября 1573 года состоялось морское сражение на Зейдерзе, в котором участвовали жители Хорна на собственных кораблях.
Период расцвета пришелся на 17 век, когда Хоорн являлся основной базой Голландской Ост-индской компании, здесь был построен первый парусник со штурвалом - флейт. В его порт пребывали корабли, груженные дорогостоящими колониальными товарами. В Хорне родился известный путешественник Виллем Корнелис Схаутен, открывший самую крайнюю южную точку архипелага Огненная Земля (Южной Америки). Он назвал её в честь родного города – мыс Горн. Отсюда родом Абел Янсзон Тасман, открывший миру острова – Тасманию и Новую Зеландию.
В 18 веке начался экономический упадок, когда голландский флот вытесняется с просторов мирового океана англичанами и Хорн превратился в небольшой рыбацкий городок. Некоторый подъем наступил в 19 веке с развитием промышленности и возобновлением торговли.
Новый этап в развитии города начался в после Второй мировой войны, когда здесь появились новые жилые районы, в которые переехали жители многих других городов, разрушенных во время войны. В настоящее время население города насчитывает около 70 тысяч жителей.
2.
3. В Хорне мы решаем разделиться и погулять отдельно парами. На всякий случай, показываем друг другу на картах наши маршруты и договариваемся встретиться в порту через полтора часа. На этом мы с ребятами расходимся и идем гулять с Ольгой сами
4. Сейчас здесь заседает городской совет (Statenlogement), а раньше это был Монастырь святой Цецилии
5. Burgerweeshuis - c 1574 по 1958 здесь был детский дом. В Хорне много зданий с красивыми порталами
6. Часовня девы Марии с современной скульптурой лежащего человека, непонятно что означающего
7. Бывшая палата Ост-Индской компании
8.
9.
10. Восточная церковь святого Антония (Oosterkerk of Sint-Antoniuskerk, 1616)
11. Невысокие здания и узкие улочки сохранили дух прошлых столетий
12.
13. Адмиралтейские ворота (Admiraliteitspoortje) в Городскую больницу (1607)
14. Ещё один красивый портал - Ворота со старыми женщинами (Oude vrouwenpoortje, 1610)
15. Покупаем морожко, благо погода позволяет
16. Вкусное оно тут. Йогуртовое...
17. 60-ти метровая Большая церковь (Grote Kerk, 1883)
18. На площади Kerkplein, напротив Большой церкви, находится Центр искусств Ботерхал (Kunstcentrum de Boterhal). Он принадлежит одному культурному фонду, который использует его в качестве выставочного пространства для своей коллекции, а также организует выставки современных многообещающих художников. Здание было построено в 1563 году, и до 1841 года здесь находился госпиталь святого Яна, затем оно использовалось в качестве склада оружия, и в начале 20 века здесь был открыт масляный рынок (так переводится с нидерландского "boterhal")
19. Выходим на площадь Roode Steen (Красный камень), другое название площади - Kaasmarkt (Сырный рынок), где пересекаются пять улиц. Сегодня тут автомобильная ярмарка. Автосалоны выставили свои новинки, местные жители разглядывают
20. Всё это под музыкальное сопровождение
21. В центре площади стоит памятник ещё одному мореплавателю, принесшему славу своей малой родине - Ян Питерсзоон Куну, благодаря которому в начале 17 века колониальные владения Нидерландов невероятно расширились, что сделало страну одной из крупнейших колониальных держав. Он был управителем факторий Нидерландской Ост-Индской компании и прославился крайней агрессивностью и свирепостью. Кун, воспользовавшись ослаблением Португальской империи после объединения португальской короны с испанской в 1580 году, сумел значительно расширить голландские владения в Индонезийском архипелаге. Также Кун напал на англичан, разрушил факторию Британской Ост-Индской компании на острове Ява, в Джаякерте, вырезал местный персонал и на развалинах построил собственную крепость - Батавия. Сегодня Батавия известна миру, под названием Джакарта. Ненависть англичан к Куну была чрезвычайно велика. Директор Британской Ост-Индской компании публично заявил, что "самая высокая виселица в старой Англии недостаточно высока для Куна". Эскадры Куна сумели прибрать к рукам и удержать даже часть Тайваня. И хоть Кун закончил не очень удачно, но созданная им Голландская морская империя пережила его, по крайней мере, в Индонезии, почти на 350 лет
22. Здесь же находятся главные исторические достопримечательности города, среди них здание палаты весов (Waag), построенное в 1609. После того, как значение города в качестве портового упало, и большую роль стала играть торговля, здесь взвешивали сыр, поступавший на продажу
23. Еще одно здание на площади, которое нельзя не заметить из-за его пышно украшенного фасада и высокого ступенчатого фронтона - это Музей Западной Фрисландии (Westfries Museum). Музей, посвященный региональной истории, располагает коллекцией картин, серебра, фарфора, исторического оружия, а также предметами, принадлежавшими Голландской Ост-Индской компании. Здание, которое он занимает, было построено в 1632 году и изначально здесь находились Уполномоченные советы Западной Фрисландии и Северный комитет, как подразделение Штатов Голландии и Западной Фрисландии. 11-го января 2005 года старейший в Нидерландах музей был подвергнут дерзкому ограблению. Было похищено несколько десятков картин, воры вынесли самые дорогостоящие полотна общей стоимостью около 20 миллионов евро
24. Католическая Купольная церковь (Koepelkerk, 1882)
25. Улица Grote Oost
26.
27. Деревянный разводной мост ведет нас на островок Bierkade (Пивная Набережная). Сюда раньше приходили корабли из Гамбурга и Бремена с грузом пива
28. Здания такого типа раньше были в основном складами
29. Каждый склад имел своё название
30. Эти два склада-близнеца - Алкмар и Гауда (Alkmaar en Gouda)
31. Слева - Лондон (Londen), справа - Солнце (De Zon)
32.
33. Выходим к гаване Grashaven
34. На острове Oostereiland в здании бывшей тюрьмы разместился Музей 20 века (Museum van de Twintigste Eeuw). В нем представлены домашние и офисные интерьеры, мебель и предметы обихода периода 1900-1980 годов
35. Подходим к морскому порту, который из-за дамбы перестал быть таковым
36. На этом месте мы договорились встретиться с нашими друзьями, поэтому дальше продолжаем экскурсию вместе
37. В порту возвышается старейшее сооружение Хорна - Главная башня (Hoofdtoren), сооруженная в 1532 году. Изначально полукруглая башня принадлежала Северной компании, сосредоточившей здесь управление китобойным промыслом. В 1651 году была надстроена небольшая колокольная башня с часами
38. Башня с другой стороны
39. Сейчас район порта, откуда когда-то целые армады торговых кораблей отправлялись в дальние плавания, сохранен в отличном состоянии
40.
41.
42. Бюст Виллема Бонтеке - ещё одного местного мореплавателя и исследователя Нидерландской Ост-Индии (Индонезии). Он хоть и немного побыл моряком, но зато написал мемуары про свои приключения
43. Скульптура "Юнги Бонтеке" как раз герои его произведения. Бонтеке описал своё кораблекрушение и чудесное спасение; а в особенности спасение нескольких юнг (Хайо, Рольфа и Пэдди), которых хотели съесть от голода, когда оставшаяся команда дрейфовала на спасательной шлюпке, но вовремя на горизонте показался остров Суматра
44. Набережная Oude Doelenkade
45. Гавань Kaperkuil
46.
47. Три дома Боссю (Bossuhuizen), названные в честь испанского адмирала, побежденного и взятого в плен на борту своего галеона "Инквизиция". Он не был по рождению испанцем, а происходил из Южных Нидерландов, но занял сторону Испании. Это случилось 11 октября 1573 г. в морской битве недалеко от города. Адмирала захватили объединенные морские силы городов Хорн, Монникендам, Энкхёйзен и Эдам
48. Главные события этой битвы легли в основу скульптур и надписей, украшающих фасад дома
49.
50. Восточные ворота Хорна (Oosterpoort). Это единственные сохранившиеся ворота в город
51. Ворота сятого Себастьяна (St. Sebastiaanpoort)
52. Полукруглая Пороховая башня (Kruittoren) - это всё что осталось от городских стен. Башня была построена в 1508 году на месте монастыря девы Марии, поэтому башню также называют Мариинской
53.
54.
55. Дом престарелых Sint-Pietershof
На этом мы закончили осмотр Хорна и у нас остается ещё один город для посещения, это - Энкхёйзен. Он находится в 15 минутах езды от Хорна, паркуемся прямо возле ЖД-вокзала - редкий случай в Нидерландах, когда парковка возле ЖД-вокзала бесплатная.
Энкхёйзен, как и Хоорн обязан своим процветание могущественной Ост-индской компании. Он был одной из её основных баз. Статус города он получил в 1356 году. К середине золотого для Голландии XVII века, Энкхёйзен был на пике своего могущества, став одним из наиболее важных портовых городов в Нидерландах. Вест-Индская компания также была представлена в городе, плюс в Энкхёйзене был самый большой "сельдевый" флот в Нидерландах. Однако из-за целого ряда причин, в частности, заиления гаваней, Энкхёйзен потерял свои позиции. В городе в 17 веке проживало около 25 тысяч жителей, что на 7 тысяч больше, чем сейчас
Город расположен сразу на двух озёрах - Маркермер и Эйсселмер, так как именно отсюда начинается дамба Маркервард, которая их разделяет
56. Внешняя гавань (Buitenhaven)
57. Старая гавань (Oude Haven)
58.
59.
60. Бывший склад
61. Сдвоенная башня Дроммедарис 1540 года постройки, реликт крепостных стен города, когда-то служила городскими воротами и являлась стратегическим пунктом наблюдения за старой гаванью Энкхёйзена. Официально старая башня называется Южные ворота (Zuiderport), но местные жители нарекли её именем "Дроммедарис" за сходство с верблюжьими горбами, хотя, дромедар – это одногорбый верблюд, а Дроммедарис имеет двойную форму, так сказать, два горба
62. Сегодня во внушительном здании расположились концертный зал и кафе
63.
64. Spuihuisje (дом на шлюзе) - отсюда раньше управляли шлюзом, который, в свою очередь, управлял водами в гаванях города. Сейчас здесь Flessenscheepjes Museum, в нем представлена самая большая в мире коллекция кораблей в бутылках
65. Канал Zuider Havendijk
66. Восточная гавань (Oosterhaven)
67.
68. Выходим на берег озера Эйсселмер
69.
70.
71.
72.
73. В Енкхёйзене есть ещё один музей под открытым небом - Zuiderzee Museum. Смысл такой же как у Заансе-Сханс, только с уклоном в морскую часть. Музей  был открыт в 1983 году - тогда здесь “построили” голландскую деревню примерно в 1880 – 1930-х годов. Ну как построили – привезли из местных рыбацких деревень целые дома и отдельный реквизит, и “собрали” из этого целый поселок. Мы в деревню-музей не попали не только потому что уже поздно, но уже и устали, да и вход кусается - 14.50 евро
74.
75.
76. Ратуша
77. Небольшой памятник Бернардусу Палуданусу (Bernardus Paludanus) - создателю первой кунсткамеры в Нидерландах. С 1750 года его коллекция находится в Копенгагене и представлена в Королевском музее
78.
79. Подходим к Южной церкви святого Панкратия (Zuiderkerk, 1458)
80. Высота её башни - 75 метров
81. Кирилл пытается сфотографировать церковь во весь рост
82.
83.
84. Весовая палата (Waag, 1559)
85.
86. Выходим на центральную улицу горда - Westerstraat. По сравнению с Хорном людей на улице практически нет
87. Достаточно длинная улица. Начинает моросить дождь
88. Церковь святого Франциска Ксаверия (Sint-Franciscus Xaveriuskerk) названа в честь католического миссионера, одного из основателей ордена Иезуитов
89. Здание бывшего детского дома
90. Ещё одна церковь - Западная церковь святого Гуммара (Westerkerk of Sint Gommaruskerk). Морось переходит в дождь
91. Закат, небольшой дождь и в результате - радуга. Красота!
92.
93. Апостольская церковь (Apostolische kerk)
94.
95. Ontmoetingskerk
96.
97. Возвращаемся к ЖД-вокзалу
98. Велопарковка ЖД вокзала. Солнце стало садиться за горизон, на часах 20:00
В Энкхёйзене начинается узкая дорога-дамба Маркервард, мы по ней возвращаемся в наш кемпинг. Сегодня был очень хороший и продуктивный день. Все 5 мест, которые мы посетили за сегодня нам понравились. Омрачила день только перегоревшая лампочка в левой фаре (второй раз за 10 дней), поэтому мне с Кириллом пришлось ее заменять на съезде оживленной дамбы, вместо того чтобы любоваться закатом. По этой же причине фотографировать не было никакого желания.

Комментариев нет:

Отправить комментарий