23 сентября (пятница). Сегодня у нас поездка в центральную часть Нидерландов. Выезжаем в 6:50. Ветра нет, +14 градусов, день обещали ясным, но по небу плывут облака.
1. Утренние голландские пейзажи
2. В дороге каждый занимается своим обычным утренним делом. Кирилл досыпает то, что я отобрал у него утром
3. Ирина наводит марафет
4. Ольга развлекает меня болтовнёй, чтобы мне не было скучно и мне не захотелось спать
Первым у нас на пути городок Урк в провинции Флеволанд - самой молодой провинции Нидерландов. Дело в том, что большей части земли
100 лет назад попросту ещё не было. Здесь находилась часть залива Северного моря - Зёйдерзе. После крупного наводнения 1916 года, было принято решение об осушении части залива. По инженерному проекту в 1927-1933 гг. была построена дамба Афслёйтдейк, отделяющая Северное море от залива, и впоследствии создано мелкое пресноводное озеро Эйсселмер. Ширина дамбы составляет 90 м, высота - 7,25 м над уровнем моря. До осушения залива Зёйдерзе Урк находился на
территории одноименного острова. В 1942 г. Урк дамбами был соединен с провинциями Фрисландия и Оверэйссел. Во внутреннем пространстве, огороженном дамбами, воду выкачали и так был создан осушенный участок -
северо-восточный польдер, а Урк перестал быть островом.
Польдер - осушенный и возделанный низменный участок побережья. Польдеры обычно располагаются на месте низменных заболоченных морских побережий - маршей, часто ниже уровня моря, защищены от моря или других окружающих водоёмов валами, дамбами и другими гидротехническими сооружениями от затопления морскими и речными водами. Уровень грунтовых вод в польдерах регулируется дренажными устройствами, часто с машинной откачкой воды.
Хотя сама провинция Флеволанд образована лишь в 1986 году, сам Урк известен с 966 года. Первые упоминания о Урке связаны с тем, что тогда после наводнения один большой остров разделился на два - Schokland и Urk. Согласно местным преданиям, когда-то на острове располагалось 5 деревушек. Но постепенно остров затопляло, и народ перебирался всё выше и выше.
5. Припарковали машину возле церкви (Jachin Boazkerk, 1960) и пошли в сторону моря, а вернее озера
6. Основная деятельность уркеров - рыболовство в Северном море. До войны горожане влачили жалкое существование. Рыбная ловля была непостоянной, островитяне жили в изоляции, с плохой гигиеной и состоянием здоровья. Рыбаки постоянно сталкивались с опасностями море
7. Остров был очень изолирован в суровые зимы, когда море замерзало, приходилось делать жизненно важные поставки извне. Несмотря на многовековую бедность, уркеры издавна отличались упорством, сплочённостью и собственным этническим самосознанием. Их диалект обладает рядом уникальных особенностей
8. После войны в Урк пришло процветание. Жилищные условия значительно улучшились за счет государственной помощи. Благодаря польдерам, площадь деревни увеличилась. Многие уркеры, которые из-за недостатка места жили не на острове, смогли вернуться домой. Рыбаки Урка смогли приспособиться к изменившимся после осушения острова обстоятельствам, и стали очень успешными в рыбалке на Северном море
9. Рыбацкие домики маленькие и милые
10. Семья Крамеров
11. Несмотря на кажущееся единообразие, каждый домик имеет свой стиль
12. Приятные мелочи и декоративные украшения создают атмосферу уюта
13.
14. Деревенская "Церковь на море" построили в 1786 году
15.
16. Красиво и ветрено
17. Памятник жене моряка, которая смотрит на море в надежде, что её любимый вернётся, был установлен в 1968 году. Её окружают 33 памятные мраморные плиты с именами сотен рыбаков города Урк, которые погибли в море с 1717 года. В 1868 году за один день море взяло 26 жизней рыбаков. В 1883 году погибли восемь лодок с 28 рыбаками, молодых и старых
18. Последняя табличка с погибшими рыбаками 2015 года
19.
20. Маяк в этом месте c 1617 г. показывал путь для местных рыбаков, а также для парусных судов, идущих из Амстердама в Северное море. Существующая в настоящее время башня маяка была построена в 1845 г. Линзы, установленные тогда же, используется до сих пор. На башню маяка подняться можно только летом, в другое время он закрыт для посетителей
21. Жители городка не парятся на счет белья, также как и итальянцы
22. За рыбой
23.
24. Город в котором нет суеты
25. Ольга никак не могла насытиться этим городом и все время твердила "Я не хочу от сюда уезжать!"
26.
27. Гавань
28. Сушатся сети
29. Буквы UK на лодках обозначают порт приписки Урк
30. На сегодняшний день Урк имеет самый крупный рыбопромысловый флот в Нидерландах (130 судов, с экипажем более 900 человек). Рыбных траулеров становилось все больше и больше, и даже стало неэффективно плыть обратно в Урк каждые выходные (местные жители очень серьёзно относятся к отдыху в воскресенье). Траулеры пришвартовываются в Lauwersoog, Harlingen и Ден Хелдер. Оттуда рыбацкие бригады и уловы ездят в Урк по дороге
31. В 1962 году на аукционе Урка была продана первая рыба Северного моря, и рынок стал одним из трех крупнейших в Европе. Успех аукциона Урка связан с религиозным характером населения. В начале шестидесятых годов прошлого века флот покидал Урк в понедельник, и всю неделю проводил в Северном море. В субботу они сбывали свои уловы в Эймёйден, порту на Северном море, к западу от Амстердама, и возвращались домой. Когда Эймёйден объявил отмену аукционов в субботу в пользу пятницы, это создало проблемы для уркских рыбаков. Уходить море в воскресенье для них было не вариантом, а так они теряли один день рыбалки. Вместо этого они решили привозить улов в свой собственный аукцион в Урке
32. Сначала аукцион был небольшим, но в итоге вырос до огромных масштабов. Всё это благодаря стабильному отличному качеству рыбы, и эффективности процесса аукциона. Для обеспечения этого аукцион также контактировал с траулерами всех национальностей, заманив их продавать свои уловы в Урк. Эффективная организация относится и к перевозке рыбы, смене судовых бригад и другим вопросам
33.
34. Решаем пройти по пирсу до конца
35.
36. Раньше местные верфи специализировалась на ремонте рыболовных судов. Но к 30-м годам прошлого века, с появлением дамбы ситуация изменилась. Появление польдера стала сначала причиной некоторого упадка рыбного промысла. Тогда здесь начали строить пассажирские суда, частные яхты, а позже и супер-яхты
37. На пирсе встречаем фотографировавшихся молодожёнов. Зачем фотограф посадил жениха на корточки на перилах мы не поняли
38.
39.
40. Затем свадьба идет фотографироваться на эту шхуну
41.
42.
43. Возвращаемся в гавань. Здесь коптят рыбу
44.
45.
46.
47.
48. Скульптура "Чудесная рыбалка" на Церковной площади
49. Здесь же церковь Bethelkerk (1885 год)
50. В здании Старой Ратуши сегодня действует Исторический музей
51.
52.
53. Яхты, яхты, яхты...
54.
55.
56. Завершаем прогулку по городу и двигаемся в сторону парковки
Урк очень понравился, наверное самое колоритное место из всего, что мы увидели за эту поездку. Всем советуем посетить этот остров на суше.
Следующим пунктом сегодняшнего трипа ещё одна деревня - Гитхорн. Она расположена недалеко от Урка, но уже в другой провинции - Оверэйсел. Деревня Гитхорн была основана в 1230-х годах небольшой группой беженцев с юга страны - представителями секты Флагеллантов (самобичевателей). Флагелланты занялись здесь добычей торфа, которого оказалось в достатке в этих болотистых землях и основали первое "торфяное поселение" в Нидерландах.
Существует легенда о возникновении названия ("goat horns", что в переводе означает "козьи рога"): якобы прибыв на это место, переселенцы увидели множество козьих рогов, торчащих из земли. Причиной этому было сильное затопление в 1170 году, когда пострадало немало домашнего скота. Со временем люди не только изменили название деревни на более благозвучное - Giethoorn (хотя козьи рога украшают герб деревни), а и обнаружили, что здесь полным-полно торфа. Обрадованные находкой, жители начали выкапывать торф в тех местах, где это им было удобней всего. В результате таких раскопок появлялись ямы, впоследствии они стали озерами
57. Основным транспортом в деревне являются плоскодонные лодки и катера на электрических двигателях (называют их "punters"), которые работают совершенно бесшумно и не нарушают спокойствие местных жителей. Поэтому запарковавшись мы идём искать лодочку и для нас
58. Множество каналов было прорыто как раз для вывоза торфа, которые и формируют нынешнюю водную систему Гитхорна
59. Вдоль каналов стоят дома, один симпатичней другого. С одной стороны канала идет узкая асфальтовая дорожка, иногда переходя с одного берега на другой. Тропинки и мостики предназначенными в основном для пешеходов. Даже на любимых в Голландии велосипедах здесь не очень раскатаешься - приходится спешиваться перед каждым мостиком
60. Баптистская церковь (Doopsgezinde Kerk)
61. Наплыв туристов и известность к Гитхорну пришли после того, как в 1958 году здесь снял свой фильм Fanfare («Фанфары») голландский режиссёр Берт Хаанстра. Ему в посёлке установлен памятник - он словно идёт прямо по берегу вдоль канала. Ольга припала ему на плечо
62.
63. Гитхорн длиной в 7 километров, при ширине не больше 100 метров
64.
65. Это и сейчас жилая деревня, не аттракцион, хотя многое здесь заточено под туриста
66. При этом мы ходим по деревне уже пол часа, а найти где дают плоскодонки в прокат не можем, указателей нет
67. Музей "Het Olde Маат Uus" дает возможность подробно изучить типичный деревенский быт в таком виде, каким он был сто лет назад
68.
69. С горем пополам находим... не там искали. Берем в прокат лодку на 2 часа за 30 евро. Я сижу на носу, Кирилл на руле, девочки посередине. Нам выдали карту и показали маршрут как нужно двигаться, чтобы через 2 часа мы смогли вернуться к причалу
70. Ещё раз те же домики смотрим уже с лодки, а не с дорожек
71. Почти все дома в деревне с соломенной крышей – болотистые районы обеспечивают большим количеством тростника
72. Раньше только богатые люди могли себе позволить черепичную крышу и многие пользовались соломенной, сейчас же всё наоборот, да и страховка на них обходится заметно дороже
73.
74.
75. ми-ми-ми. Местные жители, которых на весь Гитхорн едва ли наберётся три тысячи человек, стараются следить за своими лужайками, домиками и садиками. Администрация посёлка одно время зорко следила за этим и штрафовала нарушителей
76. Почти к каждому строению ведут горбатые мостики - по всей деревне их более 50 штук. Такая особенность конструкций удобна тем, что под ними спокойно могут ходить даже крытые катера
77. Много однотипных фотографий красивых домиков, но рука не поднялась фотки удалять
78. Безбашенная мельница. Куда делись лопасти и вернутся ли они - я не нагуглил
79. Многие каналы - односторонние, а перекрёстки снабжены знаками приоритетов и направления движения. Мы по ним выплываем к озеру Бовенвейде (Bovenwijde)
80. Оно не очень большое, берега его поросли камышом
81. Но кое-где стоят очаровательные домики со своими пристаням
82. Вода не очень красивого цвета, но не воняет
83. Глубина озера не больше двух метров
84. Затем по выданному нам маршруту, мы плывем по каналу за озером
85. Тут ничего интересного нет
86. Птицы улетают на юг
87. Около часа плывем по кольцу, пейзаж не меняется, под конец даже надоело
88. Сделав круг по озеру и поросшему камышом каналу, снова возвращаемся в деревню
89.
90.
91. В конце нашей поездке делаем вывод: можно совершенно спокойно брать лодку на 1 час и плавать только по деревне и вдоль западного берега озера Бовенвейде
92.
93. До конца наших двух часов остаётся ещё 15 минут и мы медленно движемся к причалу
94.
95.
96. Летом тут аншлаг, а в конце сентября - нормально. Огромной популярностью это место пользуется у китайских туристов. Наверное половина людей, что мы видели были китайцами
97. "Подними руки повыше, что бы я не обрезал их фотоаппаратом", -"Хорошо!"
98. Вернулись на причал, оставляем лодку и идем к парковке
Гитхорн конечно очень симпатичное место, но слишком уж попсовое, особенно после Урка, который нам ощутимо больше понравился.
Продолжение следует...
Комментариев нет:
Отправить комментарий